Церковь, государство и общество: слом парадигмы

Священники на Майдане — Украина — это «другая Россия» — Концепция «русского мира» и присоединение Крыма: ответственность церкви — Глеб Якунин: церковная демократия придет с Украины — Дар Майдана: религия как европейская ценность

Модераторы: Сакен Аймурзаев (Украина) и Александр Филоненко (Украина)
 

Невозможно переоценить роль священнослужителей в событиях, происходивших в начале 2014 года в Киеве. Такими словами открыл работу секции «Религия» ее ведущий, украинский корреспондент «Эха Москвы» Сакен Аймурзаев. Журналист признался, что до сих пор находится под впечатлением от мужества священнослужителей, которые помогали участникам уличного противостояния. Но как стало ясно в ходе дискуссии, эксперты не столь единодушны в оценке политической роли православных церквей в России и Украине.

Недавние события в Киеве ярко продемонстрировали, что Украина больше не хочет оставаться разменной монетой в отношениях России и Запада, сказал глава информационного управления Киевского патриархата, архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий.

«За 22 года, которые Украина провела отдельно от России, мы видели, как укрепляется украинское самосознание. Должно пройти совсем немного времени, чтобы Донецкая и Луганская области тоже увидели будущее этой страны», — сказал иерарх; в своем выступлении он развивал тезис об Украине как «другой России».

Украина — это Россия, которая пошла другим, демократическим путем, дорогой формирования гражданского общества

«Наша страна — это Россия, которая пошла другим, демократическим путем, дорогой формирования гражданского общества», — считает владыка Евстратий. Он не сомневается, что украинская церковь заняла абсолютно правильную позицию, когда начала поддерживать протестующих на Майдане.

«В России отвыкли, что церковь может так реагировать на общественные события, происходящие в стране», — развел руками архиепископ. Еще одной отличительной чертой украинской церкви является ее традиционная открытость к сотрудничеству с представителями других религий и конфессий, считает он (отличающие украинские церкви «плюрализм и терпимость» отмечал в ходе дискуссии и российский историк религии Борис Фаликов).

«Мы говорим одним голосом, оставаясь при этом собой. Мы демонстрируем обществу, что можно оставаться разными — православными, мусульманами, иудеями, не подогнанными под один шаблон, и в то же время быть едиными. Украинский опыт послужит на пользу РПЦ рано или поздно. Когда-нибудь этап, когда церковь прислуживает государству, надеюсь, в России завершится», — сказал архиепископ. Только тогда отношения двух стран смогут называться по-настоящему дружественными, считает он.

Украинский опыт послужит на пользу РПЦ рано или поздно. Когда-нибудь этап, когда церковь прислуживает государству, в России завершится

Несколько иную оценку событиям на Майдане и ситуации в Украине в целом дал священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов. По его мнению, церковь потерпела «катастрофическое поражение», поскольку разделение внутри украинской православной общины не было преодолено даже в столь драматичный для страны момент: «Христианская церковь не стала свидетельницей мира, вестницей примирения, она оказалась разделенной политически. Ни одна из церквей не призывала к мирному разрешению конфликта, насколько я знаю».

Российский библеист Андрей Десницкий указал на обратную сторону воцерковления протеста и политизации церкви, ярким примером которых стал Майдан: нельзя рассматривать христианство инструментально, «приспосабливать» его в качестве идеологии, оправдывающей борьбу за «возрождение Российской империи или традиционные ценности в Буркина-Фасо».

Украинский философ Александр Саган, в свою очередь, призвал собравшихся подумать о негативном влиянии украинской и русской церквей на общество: сотрудничая со светскими властями («дошло до того, что Янукович стал для некоторых людей Иисусом Христом»), иерархи способствовали консервации «советского» в обществе, а ориентация православных на Москву как центр «русского мира» готовила почву нынешнего имперского реванша. «Если 88% россиян поддерживают аннексию Крыма, незаконный захват украинской территории, это демонстрирует, что церковное влияние проникло очень глубоко», — считает Саган. Бросающиеся в глаза при единстве веры различия «церковного народа» в России и Украине, если попытаться их определить, — это различия между строителями империи и ее жертвами, согласился с выводами Сагана российский историк религии Лев Регельсон.

Майдан стал «величайшей духовной революцией», уверен общественный деятель и священник Апостольской православной церкви Глеб Якунин: «Благодаря этому протесту в Украине воцарится настоящая демократия. Но чтобы ее достичь, выборы должны проводиться и в церкви, это основной постулат. Рядовое духовенство должно выбирать священников, вся вертикаль церковной власти должна выбираться рядовыми членами прихода». 

Проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега отметил происходящий на наших глазах исторический «слом парадигмы»: «сегодня в Украине мы наблюдаем переход от парадигмы “церковь — государство” к парадигме “церковь — общество”»; религиозные организации активно ищут контакта не с властью, а с формирующимися структурами гражданского общества, и это свидетельство его успеха.

Модератор встречи, религиовед и философ из Харьковского национального университета Александр Филоненко назвал этот эффект «христианским измерением Майдана» и рассказал о недоумении французского журналиста, оказавшегося в Киеве в разгар уличного противостояния: «Здесь защищают европейские ценности? Тогда почему здесь молятся?» «Один из грандиозных сюрпризов» и «даров» Майдана», сказал Филоненко, заключался в открытии: бороться за европейские ценности сегодня можно молитвой, потому что молитва помогает преодолеть страх.


Видео

Архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря), архиепископ Украинской православной церкви Киевского патриархата, глава Информационного управления Киевской патриархии, секретарь Священного синода УПЦ КП

Владимир Бурега, богослов, проректор Киевской духовной академии

Яков Кротов, священник, религиовед, ведущий радио «Свобода»;

Сакен Аймурзаев, журналист, собственный корреспондент радио «Эхо Москвы» (Россия — Украина)

Андрей Десницкий, религиовед, филолог

Александр Филоненко, философ, религиовед, преподаватель Харьковского университета имени Каразина

Якунин Глеб Павлович
священник, правозащитник, Москва
Аймурзаєв Сакен
журналіст, власний кореспондент радіостанції «Ехо Москви» у Києві
Філоненко Олександр
філософ, богослов, історик релігії, викладач Харківського університету ім. Каразіна, Харків
Архієпископ Євстратій
архієпископ Української православної церкви Київського патріархату, архієпископ Чернігівський і Ніжинський, голова Інформаційного управління Київської патріархії, секретар Священного Синоду УПЦ КП
Фаликов Борис Зиновьевич
религиовед, преподаватель РГГУ, Москва
Кротов Яков Гаврилович (отец Яков Кротов)
религиовед, священник, радиоведущий (радио «Свобода»), Москва
Десницкий Андрей Сергеевич
библеист, филолог, Москва
Саган Олександр Назарович
провідний науковий співробітник Інституту філософії НАН України, доктор філософських наук, професор, Київ
Регельсон Лев Львович
правозащитник, историк церкви, Москва
Бурега Володимир
український богослов та церковний історик, кандидат богослов'я, проректор та професор Київської духовної академії, кандидат історичних наук, голова інформаційно-аналітичної служби Київської митрополії Української Православної Церкви